8 июня был принят Госдумой и подписан президентом РФ закон о митингах. Советом по правам человека при президенте РФ было опубликовано собственное экспертное заключение по этому закону. Заключение гласит: «главный порок закона заключается в том, что он, по сути, криминализирует процедуру использования основополагающего конституционного права — права мирных собраний».
Они намекнули на несоответствие нового закона о митингах и шествиях Конституции РФ по порядку принятия (не соблюдена ч.3 ст.104 Конституции РФ) и по содержанию имеющихся в нём предписаний (не соблюдена ст.31 Конституции РФ).
Помимо этого, авторами экспертного заключения было подмечено то, что «предусматриваются уголовные наказания за совершение деяний, которые никак не конкретизированы, а это оправдывает административный произвол».
Эксперты подчеркнули, что закон о митингах 2012 содержит противоречия основополагающим принципам УК, КоАП, Гражданского и Трудового кодексов РФ. Вслед за повышением максимального размера административного штрафа свыше 5 тыс. рублей может последовать смешение административной и уголовной ответственности, что сотрёт грань между двумя принципиально отличающимися видами наказания, а это уже нарушение общих принципов построения правовой системы РФ.
Серьёзное противоречие закона заключается в крайне расплывчатой формулировке массового скопления людей, согласно которой любое скопление людей (зрители у входа в театр, очередь у касс и т.д.) считается противоправным массовым пребыванием. Отсутствие юридической определённости представляет реальную угрозу конституционному праву мирных собраний граждан РФ без оружия.
В документе утверждается, что не должны задерживаться правоохранительными органами участники публичных мероприятий, если в их действиях отсутствует состав преступления. А у полицейских при этом должны быть специальные знаки для идентификации. В законопроекте участники массовых акций не имеют права скрывать своих лиц, так что такие же меры должны быть приняты и в отношении правоохранительных сотрудников.
----
В свете законодательных нововведений интересно узнать, могут ли правоохранительные органы использовать видеорегистраторы для идентификации нарушителей, или такая возможность для них ограничена.